Общеизвестно, что видимые нами источники света имеют различный спектральный состав излучения, то есть свет является также источником цвета. Световые волны различной длины воспринимаются нами как разные цвета. Оттенки красного цвета образуют волны большой длины, а синие и фиолетовые цвета — это волны малой длины. Качество цветного изображения зависит от многочисленных факторов, но, пожалуй, важнейший из всех — спектральный состав освещения. Дневной свет состоит из смеси волн разной длины и воспринимается человеком как белый.
При восприятии искусственного освещения глаз адаптируется, и свет ламп накаливания или ламп дневного света тоже воспринимается как белый. Почувствовать глазом желтоватый оттенок, например, ламп накаливания мы можем, сравнив его с другим типом освещения. Зрение человека обладает так называемой хроматической адаптацией.Положите белый лист бумаги на подоконник и посмотрите на него секунд 30. Затем перенесите этот листок под лампу накаливания. Бумага покажется желтоватой. Но через некоторое время вы снова увидите бумагу нормального белого цвета. Если произвести обратный переход, то бумага на окне станет казаться слегка голубой. И снова через короткое время она будет обычного белого цвета.
Фотопленка или матрица всегда «видит» то, что есть на самом деле. Для количественного и качественного анализа смеси белого света существует понятие цветовой температуры. Это понятие характеризует спектральный состав лучистой энергии и выражается температурой (в градусах абсолютной шкалы), до которой необходимо нагреть абсолютно черное тело, чтобы видимое излучение его имело такой же спектральный состав, что и данный источник света. Абсолютная температура выражается в градусах Кельвина (К) и отсчитывается от абсолютного нуля, соответствующего минус 273° по шкале Цельсия. Например, цветовая температура дневного света составляет 5500-5600 К. На эту же температуру настроены импульсные осветители (некоторые модели на 5000 К).
Снимки сделанные с разной цветовой температурой:
Галогенные лампы света имеют температуру в 3200 К, перекальные или фотолампы — 3400 К. Цветовая температура заснеженного солнечного высокогорья приближается к 7000 К. Цветовая температура меняется от высоты солнца над горизонтом, и в разных широтах продолжительность послевосходного и дозакатного промежутка времени, когда цветовая температура примерно постоянна, различна. Меняется она и от высоты над уровнем моря.
В спектре источников света, имеющих цветовую температуру ниже 5500 К, преобладают оранжево-красные лучи, выше 5500 К — сине-фиолетовые. Именно поэтому, снимая в помещении при искусственном свете на пленку для дневного света (без вспышки) мы получаем желтые фотографии, а снимая при солнечном освещении на пленку, сбалансированную для галогенных ламп, получаем синий оттенок. Для того чтобы цвета на фотопленке выглядели также, как их видит глаз, необходимо учитывать спектральный состав освещения и подбирать в соответствии с ним тот или иной тип фотопленки. Глаз компенсирует изменения цветовой температуры в пределах 3000-10000 К; ни фотопленка, ни матрица таким свойством не обладают. Скорректировать это можно используя пленку, подходящую для данного освещения. Пленки, имеющие маркировку Tungsten (Вольфрам), рассчитаны на цветовую температуру в 3200 К. (В маркировках пленок после значения светочувствительности добавляют букву Т.) Однако основной ассортимент пленок предназначен для дневного света (Daylight) с температурой 5500 К. (Никакого дополнительного обозначения нет.) В цифровой камере следует выставить соответствующий баланс белого. Кстати, у большинства цифровых камер функция автоматической установки баланса белого (белой точки) работает очень неточно. Представьте, что вы снимаете портрет при свете ламп накаливания на фоне окна. (все значения температур применимы к матрицам цифровых камер)
При автоматической установке баланса белого на снимке, в помещении, может получиться портрет голубого оттенка, так как интенсивность света из окна окажется больше или камера выставит некоторое среднее значение баланса белого.
Читайте также — КАК НАСТРАИВАТЬ БАЛАНС БЕЛОГО В ФОТОАППАРАТЕ