Что такое баланс белого в фотографии (White balance)

Что такое баланс белого в фотографии (White balance)Общеизвестно, что видимые нами источники света имеют различный спектральный состав излучения, то есть свет является также источником цвета. Световые волны различной длины воспринимаются нами как разные цвета. Оттенки красного цвета образуют волны большой длины, а синие и фиолетовые цвета — это волны малой длины. Качество цветного изображения зависит от многочисленных факторов, но, пожалуй, важнейший из всех — спектральный состав освещения. Дневной свет состоит из смеси волн разной длины и воспринимается человеком как белый.

При восприятии искусственного освещения глаз адаптируется, и свет ламп накаливания или ламп дневного света тоже вос­принимается как белый. Почувствовать глазом желтова­тый оттенок, например, ламп накаливания мы можем, сравнив его с другим типом освещения. Зрение челове­ка обладает так называемой хроматической адаптацией.Положите белый лист бумаги на подоконник и посмо­трите на него секунд 30. Затем перенесите этот листок под лампу накаливания. Бумага покажется желтоватой. Но через некоторое время вы снова увидите бумагу нор­мального белого цвета. Если произвести обратный пере­ход, то бумага на окне станет казаться слегка голубой. И снова через короткое время она будет обычного бело­го цвета.

Фотопленка или матрица всегда «видит» то, что есть на самом деле. Для количественного и качествен­ного анализа смеси белого света существует понятие цветовой температуры. Это понятие характеризует спек­тральный состав лучистой энергии и выражается температурой (в градусах абсолютной шкалы), до которой необходимо нагреть абсолютно черное тело, чтобы видимое излучение его имело такой же спектральный состав, что и данный источник света. Абсолютная температура выражается в градусах Кельви­на (К) и отсчитывается от абсолютного нуля, соответству­ющего минус 273° по шкале Цельсия. Например, цвето­вая температура дневного света составляет 5500-5600 К. На эту же температуру настроены им­пульсные осветители (некоторые модели на 5000 К).

 

Снимки сделанные с разной цветовой температурой:

Цветовая температура 5500К

Цветовая температура 5500К

Цветовая температура 3200К

Цветовая температура 3200К

 

Галогенные лампы света имеют температуру в 3200 К, перекальные или фотолампы — 3400 К. Цветовая температура заснеженного солнечного высокогорья приближается к 7000 К. Цветовая температура меняется от высоты солнца над горизонтом, и в разных широтах продолжительность послевосходного и дозакатного промежутка времени, когда цветовая температура при­мерно постоянна, различна. Меняется она и от высоты над уровнем моря.

В спектре источников света, имеющих цветовую температуру ниже 5500 К, преобладают оранжево-крас­ные лучи, выше 5500 К — сине-фиолетовые. Именно поэтому, снимая в помещении при искусственном свете на пленку для дневного света (без вспышки) мы по­лучаем желтые фотографии, а снимая при солнечном освещении на пленку, сбалансированную для гало­генных ламп, получаем синий оттенок. Для того чтобы цвета на фотопленке выглядели также, как их видит глаз, необходимо учитывать спектральный состав осве­щения и подбирать в соответствии с ним тот или иной тип фотопленки. Глаз компенсирует изменения цветовой температуры в пределах 3000-10000 К; ни фотопленка, ни матрица таким свойством не обладают. Скорректиро­вать это можно используя пленку, подходящую для данного освещения. Пленки, имеющие маркировку Tun­gsten (Вольфрам), рассчитаны на цветовую температуру в 3200 К. (В маркировках пленок после значения свето­чувствительности добавляют букву Т.) Однако основной ассортимент пленок предназначен для дневного света (Daylight) с температурой 5500 К. (Никакого дополни­тельного обозначения нет.) В цифровой камере следует выставить соответствующий баланс белого. Кстати, у большинства цифровых камер функция автоматиче­ской установки баланса белого (белой точки) работает очень неточно. Представьте, что вы снимаете портрет при свете ламп накаливания на фоне окна. (все значения температур применимы к матрицам цифровых камер)

 

Таблица температур - Баланс белого

Таблица температур — Баланс белого

 

При авто­матической установке баланса белого на снимке, в помещении, может получиться портрет голубого оттенка, так как интен­сивность света из окна окажется больше или камера выставит некоторое среднее значение баланса белого.

 

 

Читайте также — КАК НАСТРАИВАТЬ БАЛАНС БЕЛОГО В ФОТОАППАРАТЕ

Пульт для фотоаппарата
Imagenomic Noiseware Professional 5
Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM
Симулятор зеркальной камеры
Размеры материнских плат
Компьютер для фотографа
Цветовые модели - Foto-like.ru
Композиция в фотографии
Canon-EF-2-Telekonvertor
Adobe_Photoshop_online
Наверх  ↑