Как настроить баланс белого в фотоаппарате — White balance

Как настроить баланс белого в фотоаппарате -White balance

Для начала рекомендую прочесть вводную статью о том Что такое баланс белого. Лучше всегда выставлять баланс белого вручную: или по пиктограммам, которыми обозначены наиболее ти­пичные условия освещенности, или введя необходимую цветовую температуру.

 

Конверсионные фильтры

Как вариант можно использовать для коррекции цве­топередачи конверсионные фильтры. Они бывают двух видов: голубые и янтарные (красновато-коричневые). Голубые используются, когда цветовую температуру источника света необходимо повысить. Зти фильтры позволяют снимать при лампах накаливания на пленку, сбалансированную под 5500 К. Янтарные, соответствен­но, наоборот понижают цветовую температуру источ­ника света и позволяют снимать при дневном свете на пленку, сбалансированную под 3200 К. Производители светофильтров снабжают свою продукцию инструкцией с
указанием сдвига в майредах (англ. mireds, от micro-rec­iprocal degrees). Чтобы получить числовую характеристи­ку освещения в майредах, надо разделить 1000 000 на цветовую температуру в Кельвинах. Дневной свет в 5500 К соответствует 180 майредам. Свет галогенной лампы 3200 К это 305 майред. Таким образом, разница между дневным светом и светом ламп накаливания составляет+125 майред. Чтобы сбалансировать эту разницу, необходим светофильтр, обеспечивающий сдвиг -125 майред. На практике удобнее пользоваться не майредами, а декамайредами, то есть не +125 майред, а 12,5 декамайред. Для удобства при­менения фильтров эти значения округляются до целых. Для этого примера мы будем использовать фильтры КВ12 и KR12, исходя из типа пленки и вида окружающего света.

Именно декамайреды используются многими европейскими и японскими фирмами для маркировки конверсионных фильтров. У фильтров фирмы Kodak (и некоторых других) совершенно другая маркировка, в ней отсутствует число декамайредов, что затрудняет использование фильтров этой фирмы.

К сожалению, цветовую температуру источника света определить на глаз невозможно, для этого требу­ются весьма недешевые колориметры. Однако не все так страшно, поскольку наиболее распространенными являются случаи, когда необходимо скорректировать цве­товую температуру 3200 К (цветовая температура лампы накаливания) для дневной пленки. В этом случае нужно применить фильтр В12 (КВ12). А если приходится снимать на дневную пленку в тени или при облачном небе, то для устранения голубоватого оттенка необходимо использо­вать фильтр R2 (KR2, А2). Разница в обозначениях объяс­няется лишь тем, что их выпускают разные фирмы, кото­рые, к сожалению, не смогли договориться о стандарте.

Обозначение в декамайредах достаточно удоб­но. Например, нам необходимо получить правильную цветопередачу при съемке примерно за час до заката или через час после рассвета. В это время суток в сол­нечном свете преобладают желтые и красные лучи. Мы можем взять любой тип пленки — Daylight или Tung­sten, — применить фильтр, у которого в маркировке есть цифра 6 (сдвиг на 6 декамайред): В6 для пленки дневного света или R6 для пленки галогенного света. Сдвиг в декамайредах в этом случае одинаков. Просто этот сдвиг идет в разные стороны для повышения или понижения цветовой температуры. Часто для удобства расчета фильтрам янтарного цвета присваивают плюсо­вые значения (обозначаются R, KR, реже А), а фильтрам синего цвета — минусовые (обозначаются В, KB). Если говорить о фирме Kodak, то логика маркировки филь­тров этой фирмы совершенно необъяснима. Это видно из небольшой таблички соответствий маркировок филь­тров. Хотя при съемке на цифровую камеру в RAW-формате можно исправить снимок в различных RAW-конверторах, в некоторых моделях цифровых камер можно запрограммировать и «электронные» конверсионные или цветокомпенсационные фильтры, причем выставляя в настройках камеры соответствующие марки филь­тров. Однако получить можно весьма незначительный сдвиг — до одного декамайреда.

Всему вышесказанному можно подвести следующий короткий итог: если цветовая температура ис­точника света выше той, для которой сбалан­сирована фотопленка, изображение приобрета­ет холодный голубоватый оттенок, и наоборот, если цветовая температура ис­точника света ниже, на снимке будут преобла­дать теплые желтоватые оттенки.

Постарайтесь понять природу цветовой температуры, и прежде чем фотографировать внимательно оценивайте источники света в кадре.

 

Как настроить баланс белого в фотоаппарате -White balance

 

В большинстве случаев возможностей современной цифровой камеры хватает чтобы настроить баланс белого без специальных фильтров. Для этого просто запомните примерные значения температур для разных источников света и одно правило:

«Если цветовая температура ис­точника света выше той, для которой настроена матрица фотокамеры, изображение приобрета­ет холодный голубоватый оттенок, и наоборот, если цветовая температура ис­точника света ниже, на снимке будут преобла­дать теплые желтоватые оттенки».

 

Люминесцентные лампы (баланс белого)

Люминесцентные лампы представляют собой стеклянные трубки, наполненные парами ртути. При прохождении электрического заряда ртуть испускает ультрафиолетовые лучи, это излучение, в свою очередь, возбуждает нанесенные на внутреннюю поверхность стеклянной трубки люминофоры, излучение которых приходится на видимую часть спектра. Природа этого возбуждения такова, что люминофоры (фосфоры) излучают дискретный набор спектральных полос, рас­положенных на фоне непрерывного спектра. Грубо говоря, в невидимой нам части вполне белого света присутствуют «всплески» разного цвета в зависимости от состава люминофора. То есть и полученное изобра­жение будет иметь «окрашенный» вид. Подобными же характеристиками обладает еще множество источни­ков света: ртутные лампы, лампы высокого давления и так далее.

В общем, подобные источники являются источника­ми цветного света и, как правило, скомпенсировать их спектр очень трудно, а часто практически невозможно. В некоторых случаях помогают фильтры Color Compensa­tion, плотность которых измеряется в процентах. Напри­мер, для устранения грязно-зеленого оттенка, который появляется при съемке при лампах «дневного света», применяют пурпурный фильтр, который задержит часть зеленых лучей. Но если под потолком есть несколько различных плафонов с такими лампами, то, скорее все­го, паразитный оттенок полностью исправить не удаст­ся — наверняка отдельные лампы будут разных фирм и разного срока эксплуатации.

Естественно не надо забывать о поправках на экс­позицию. В зависимости от фирмы-производителя голубые фильтры В12 требуют увеличения экспозиции от 2 до 4 раз, то есть на одну или две ступени. Янтарные R12 — от 0,5 до 2 раз, то’есть на половину или одну ступень. Меньшие значения сдвига требуют меньшего изменения экспозиции.

Необходимо помнить, что отраженный свет от по­верхностей, которые кажутся нейтрально-серыми, может оказаться окрашенным. Подобные вещи неустра­нимы при съемке и редко поддаются коррекции в Photoshop и в других подобных программах.

Рано или поздно вы столкнетесь с ситуацией, когда понятие цветовой температуры станет для вас крайне актуальным. Практикующие фотографы быстро начина­ют понимать, какие фильтры нужно использовать для исправления цветопередачи в том или ином случае.

Пульт для фотоаппарата
Imagenomic Noiseware Professional 5
Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM
Симулятор зеркальной камеры
Размеры материнских плат
Компьютер для фотографа
Цветовые модели - Foto-like.ru
Композиция в фотографии
Canon-EF-2-Telekonvertor
Adobe_Photoshop_online
Наверх  ↑