Для начала рекомендую прочесть вводную статью о том Что такое баланс белого. Лучше всегда выставлять баланс белого вручную: или по пиктограммам, которыми обозначены наиболее типичные условия освещенности, или введя необходимую цветовую температуру.
Конверсионные фильтры
Как вариант можно использовать для коррекции цветопередачи конверсионные фильтры. Они бывают двух видов: голубые и янтарные (красновато-коричневые). Голубые используются, когда цветовую температуру источника света необходимо повысить. Зти фильтры позволяют снимать при лампах накаливания на пленку, сбалансированную под 5500 К. Янтарные, соответственно, наоборот понижают цветовую температуру источника света и позволяют снимать при дневном свете на пленку, сбалансированную под 3200 К. Производители светофильтров снабжают свою продукцию инструкцией с
указанием сдвига в майредах (англ. mireds, от micro-reciprocal degrees). Чтобы получить числовую характеристику освещения в майредах, надо разделить 1000 000 на цветовую температуру в Кельвинах. Дневной свет в 5500 К соответствует 180 майредам. Свет галогенной лампы 3200 К это 305 майред. Таким образом, разница между дневным светом и светом ламп накаливания составляет+125 майред. Чтобы сбалансировать эту разницу, необходим светофильтр, обеспечивающий сдвиг -125 майред. На практике удобнее пользоваться не майредами, а декамайредами, то есть не +125 майред, а 12,5 декамайред. Для удобства применения фильтров эти значения округляются до целых. Для этого примера мы будем использовать фильтры КВ12 и KR12, исходя из типа пленки и вида окружающего света.
Именно декамайреды используются многими европейскими и японскими фирмами для маркировки конверсионных фильтров. У фильтров фирмы Kodak (и некоторых других) совершенно другая маркировка, в ней отсутствует число декамайредов, что затрудняет использование фильтров этой фирмы.
К сожалению, цветовую температуру источника света определить на глаз невозможно, для этого требуются весьма недешевые колориметры. Однако не все так страшно, поскольку наиболее распространенными являются случаи, когда необходимо скорректировать цветовую температуру 3200 К (цветовая температура лампы накаливания) для дневной пленки. В этом случае нужно применить фильтр В12 (КВ12). А если приходится снимать на дневную пленку в тени или при облачном небе, то для устранения голубоватого оттенка необходимо использовать фильтр R2 (KR2, А2). Разница в обозначениях объясняется лишь тем, что их выпускают разные фирмы, которые, к сожалению, не смогли договориться о стандарте.
Обозначение в декамайредах достаточно удобно. Например, нам необходимо получить правильную цветопередачу при съемке примерно за час до заката или через час после рассвета. В это время суток в солнечном свете преобладают желтые и красные лучи. Мы можем взять любой тип пленки — Daylight или Tungsten, — применить фильтр, у которого в маркировке есть цифра 6 (сдвиг на 6 декамайред): В6 для пленки дневного света или R6 для пленки галогенного света. Сдвиг в декамайредах в этом случае одинаков. Просто этот сдвиг идет в разные стороны для повышения или понижения цветовой температуры. Часто для удобства расчета фильтрам янтарного цвета присваивают плюсовые значения (обозначаются R, KR, реже А), а фильтрам синего цвета — минусовые (обозначаются В, KB). Если говорить о фирме Kodak, то логика маркировки фильтров этой фирмы совершенно необъяснима. Это видно из небольшой таблички соответствий маркировок фильтров. Хотя при съемке на цифровую камеру в RAW-формате можно исправить снимок в различных RAW-конверторах, в некоторых моделях цифровых камер можно запрограммировать и «электронные» конверсионные или цветокомпенсационные фильтры, причем выставляя в настройках камеры соответствующие марки фильтров. Однако получить можно весьма незначительный сдвиг — до одного декамайреда.
Всему вышесказанному можно подвести следующий короткий итог: если цветовая температура источника света выше той, для которой сбалансирована фотопленка, изображение приобретает холодный голубоватый оттенок, и наоборот, если цветовая температура источника света ниже, на снимке будут преобладать теплые желтоватые оттенки.
Постарайтесь понять природу цветовой температуры, и прежде чем фотографировать внимательно оценивайте источники света в кадре.
В большинстве случаев возможностей современной цифровой камеры хватает чтобы настроить баланс белого без специальных фильтров. Для этого просто запомните примерные значения температур для разных источников света и одно правило:
«Если цветовая температура источника света выше той, для которой настроена матрица фотокамеры, изображение приобретает холодный голубоватый оттенок, и наоборот, если цветовая температура источника света ниже, на снимке будут преобладать теплые желтоватые оттенки».
Люминесцентные лампы (баланс белого)
Люминесцентные лампы представляют собой стеклянные трубки, наполненные парами ртути. При прохождении электрического заряда ртуть испускает ультрафиолетовые лучи, это излучение, в свою очередь, возбуждает нанесенные на внутреннюю поверхность стеклянной трубки люминофоры, излучение которых приходится на видимую часть спектра. Природа этого возбуждения такова, что люминофоры (фосфоры) излучают дискретный набор спектральных полос, расположенных на фоне непрерывного спектра. Грубо говоря, в невидимой нам части вполне белого света присутствуют «всплески» разного цвета в зависимости от состава люминофора. То есть и полученное изображение будет иметь «окрашенный» вид. Подобными же характеристиками обладает еще множество источников света: ртутные лампы, лампы высокого давления и так далее.
В общем, подобные источники являются источниками цветного света и, как правило, скомпенсировать их спектр очень трудно, а часто практически невозможно. В некоторых случаях помогают фильтры Color Compensation, плотность которых измеряется в процентах. Например, для устранения грязно-зеленого оттенка, который появляется при съемке при лампах «дневного света», применяют пурпурный фильтр, который задержит часть зеленых лучей. Но если под потолком есть несколько различных плафонов с такими лампами, то, скорее всего, паразитный оттенок полностью исправить не удастся — наверняка отдельные лампы будут разных фирм и разного срока эксплуатации.
Естественно не надо забывать о поправках на экспозицию. В зависимости от фирмы-производителя голубые фильтры В12 требуют увеличения экспозиции от 2 до 4 раз, то есть на одну или две ступени. Янтарные R12 — от 0,5 до 2 раз, то’есть на половину или одну ступень. Меньшие значения сдвига требуют меньшего изменения экспозиции.
Необходимо помнить, что отраженный свет от поверхностей, которые кажутся нейтрально-серыми, может оказаться окрашенным. Подобные вещи неустранимы при съемке и редко поддаются коррекции в Photoshop и в других подобных программах.
Рано или поздно вы столкнетесь с ситуацией, когда понятие цветовой температуры станет для вас крайне актуальным. Практикующие фотографы быстро начинают понимать, какие фильтры нужно использовать для исправления цветопередачи в том или ином случае.